Подробнее
Образование
1-й Московский государственный педагогический институт иностранных языков им. М. Тореза (ныне МГЛУ) с присвоением квалификации: преподаватель французского и английского языков
Научно-педагогический стаж работы
53 года (с 1968)
Повышение квалификации
1. Инновационные подходы в преподавании иностранных языков» с 26 по 28 октября 2007 г. в объеме 72 часов (Москва, МГЛУ). Доклад: Лингводидактическое обоснование курса «Практикум по профессиональной коммуникации второго иностранного языка»;
2. «Инновационные подходы в лингвистическом образовании» с 8 по 10 ноября 2007 г. в объеме 72 часов (г. Ставрополь). Доклад: «Актуальные проблемы формирования коммуникативной компетенции в профессиональной сфере общения»;
3. «Преподавание в рамках Болонского процесса: лингвистика, языки и гуманитарные науки» с 20 ноября по 28 ноября 2007 г. в объеме 72 часов (Испания, г. Кадис);
4. «Диалог языков и культур СНГ в ХХI веке» с 9 по 14 июня 2008 г. в объеме 72 часов (Киргизия, г. Бишкек);
5. «Система обеспечения качества лингвистического образования: инновационные подходы» с 15 по 19 сентября 2008 г. в объеме 72 часов (г. Иркутск);
6. «Многоуровневое лингвистическое образование: ремесло или профессия?» 2008 г. в объеме 72 часов (г. Москва, МГЛУ);
7. «Многоязычие в лингвистическом образовании: лучше меньше да лучше или …?» 2008 г. в объеме 72 часов (г. Москва, МГЛУ). Доклад: «Формирование профессиональной компетенции на начальном этапе обучения второму иностранному языку»;
8. «Специальные языки в фокусе инновационных изменений образовательных программ» ноябрь 2008 г. в объеме 72 часов (г. Суздаль). Доклад: «Специфика начального этапа формирования иноязычной профессиональной компетенции»;
9. «Современная лингвистика: стратегические цели, управленческие решения и оценка качества» с 12 по 13 ноября 2013 в объеме 72 часов (Москва, МГЛУ). Доклад: «Теория межкультурной коммуникации как базовой парадигмы современного языкового образования»
10. «Современные тенденции профессионально ориентированной подготовки студентов языковых вузов и факультетов» 21 октября 2016 г. в объеме 16 часов (Москва, МГЛУ);
11. «Современные подходы в обучении иностранным языкам» с 15-17 марта 2017 г. в объеме 72 часов (Москва, МГЛУ);
12. «Повышение языковой компетенции преподавателей иностранных языков вузов России» с 28 по 29 января 2019 г. в объеме 36 часов (Москва, МГЛУ).
13. «Повышение языковой и дискурсивной компетенции преподавателей лингвистических кафедр вузов Российской Федерации» с 26 по 29 января 2021 года в объеме 36 часов (Москва, МГЛУ).
14. Удостоверение о повышении квалификации от 03.09.2021 по программе «Оказание первой медицинской помощи пострадавшим на производстве» в объеме 16 часов в ФГБОУ ВО МГЛУ
Достижения и поощрения
Награждена медалью «В память 850-летия Москвы» указом Президента Российской Федерации от 26 февраля 1997 г.
Присвоено почетное звание «Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации» за заслуги в области образования приказом Министерства образования и науки от 19.01.2011 г.
Избранные публикации
Учебники и учебные пособия
1. «Методические указания и задания по домашнему чтению для студентов 4-го курса по книге Ж. Сименона «Удел семьи Малу». Учебное пособие. М.: МГПИИЯ им. М. Тореза, 1978. – 3 п.л.
2. «Учебник французского языка как второго иностранного». Учебник для студентов институтов и факультетов иностранных языков. (Соавторы: Л.Н. Родова, А.С. Соколова), М.: «Высшая школа», 1984 – 192 с.
3. «A l'écoute de la radio française». Учебное пособие для обучения аудированию на французском языке. Изд. Paris, BELC, 1985. – 2,5 п.л.
4. «Курс французского языка для самостоятельного изучения. Le français». Учебник для студентов первого года обучения. (Под редакцией В.А. Гориной, соавторы: Л.Н. Родова, А.С. Соколова). М.: «Аквариум», 1998. – 428 с.
5. «Французский язык: практический курс» в двух книгах. Книга 1. Учебник для бакалавров по направлению подготовки «Лингвистика». (Соавторы: Л.Н. Родова, А.С. Соколова). М.: Астрель: АСТ, 2005. – 432 с.
6. «Французский язык: практический курс» в двух книгах. Книга 2. Учебник для бакалавров по направлению подготовки «Лингвистика». (Соавторы: Л.Н. Родова, А.С. Соколова). М.: Астрель: АСТ, 2005. – 272 с.
7. «Французский язык». Учебное пособие для студентов психологических специальностей по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование». Учебная дисциплина «Практикум по профессиональной подготовке» (ППК). М.: «Высшая школа», 2009. – 308 с.
8. «Полный курс французского языка». Учебник для бакалавров по направлению подготовки «Лингвистика» и «Психолого-педагогическое образование». (Соавторы: Л.Н. Родова, А.С. Соколова). М.: Астрель, 2012. – 704 с.
9. «Межгосударственные отношения». Учебное пособие для бакалавров по направлению подготовки «Лингвистика» (в соавторстве с О.И. Кондаковой, Е.В. Шумиловой). М.: МГЛУ, 2013. – 68 с
10. «Психологическая терминология на французском языке». Учебное пособие для бакалавров по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование». Учебная дисциплина «Практикум по профессиональной подготовке» (ППК). М.: «Флинта»: Наука, 2014.– 112 с.
11. «Профессиональная коммуникация на французском языке. Тестовые задания по психологии». Учебное пособие для бакалавров по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование». Учебная дисциплина «Практикум по профессиональной коммуникации» (ППК). М.: «Флинта»: Наука, 2015. – 251 с.
12. «Полный курс французского языка». Учебник для бакалавров по направлению подготовки «Лингвистика». Издание исправленное и дополненное. (Соавтор А.С. Соколова). М.: АСТ Lingua, 2016. – 703 с.
13. «Французский язык. Практикум по грамматике, лексике и межкультурной коммуникации». Учебное пособие для бакалавров по направлению подготовки «Лингвистика» и «Психолого-педагогическое образование». М.: АСТ Lingua, 2016. – 447 с.
14. «Французский язык. Полный курс ШАГ ЗА ШАГОМ» + аудио приложение LECTA. Учебник для бакалавров по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование». М.: АСТ Lingua, 2017. – 639 с.
15. «Ж.-Ж. Семпе и Р. Госсини. «Маленький Николя». Учебное пособие по домашнему чтению для студентов бакалавриата. М.: ФГБОУ ВО МГЛУ, 2018. – 8,38 п.л.
16. «Французский язык. Лучший самоучитель». (Эксклюзивный иностранный). М.: АСТ, Lingua, 2019. – 415 с.
17. «Французский язык. Самоучитель для начинающих». М.: АСТ Lingua, 2019. – 799 с.
18. «Французский за 30 дней». М.: АСТ Lingua, 2019. – 222 с.
19. «Интенсивный курс французского языка для начинающих». М.: АСТ, Lingua, 2020. – 415 с.
20. «Чтение художественной литературы на французском языке (втором иностранном)». Учебное пособие по домашнему чтению для студентов бакалавриата по направлению подготовки «Лингвистика». М.: ФГБОУ ВО МГЛУ, 2020 – 15,75 п.л.
Электронный ресурс
21. «Курс французского языка (начальный уровень)». Учебник (в соавторстве с А.И. Горожановым). М.: ФГБОУ ВО МГЛУ, 2016. Регистрационное свидетельство № 22223 от 25. 10. 2016.
22. «Курс французского языка (продвинутый уровень 1)». Учебник (в соавторстве с А.И. Горожановым). М.: ФГБОУ ВО МГЛУ, 2017. Регистрационное свидетельство № 22603 от 22 .02. 2017.
23. «Курс французского языка (продвинутый уровень 2)». Учебник (в соавторстве с А.И. Горожановым). М.: ФГБОУ ВО МГЛУ, 2018. Регистрационное свидетельство № 23492 от 19. 02. 2018 г.
24. «Курс французского языка (продвинутый уровень 3)». Учебник (в соавторстве с А.И. Горожановым). М.: ФГБОУ ВО МГЛУ М., 2018.
Статьи (за последние 10 лет)
1. Профессионально ориентированный текст в учебном пособии для студентов психологических специальностей. Вестник МГЛУ. Вып. 26 (659), Педагогические науки. Актуальные вопросы повышения качества специального лингвистического образования. М., 2012.
2. Контрастивные лингвистические исследования в интересах методики преподавания второго иностранного языка. Вестник МГЛУ. Функциональные проявления современных языков. Вып. 19 (679), том 2, М., 2013.
3. Теория межкультурной коммуникации как базовой парадигмы современного языкового образования. (Тезисы доклада). Тезисы докладов Международного научно-практического семинара «Современная лингвистика: стратегические цели, управленческие решения и оценка качества» М., МГЛУ, 2013.
4. Формирование профессиональной компетенции преподавателя второго иностранного языка. Вестник МГЛУ. Вып. 3 (689). Педагогические науки. Актуальные вопросы преподавания иностранных языков на современном этапе. М., ФГБОУ ВО МГЛУ, 2014.
5. Самостоятельная работа студентов в системе лингвистического образования. Вестник МГЛУ. Вып. 14 (700). Педагогические науки. Иностранный язык в системе профессиональной подготовки современного специалиста неязыкового профиля. М., ФГБОУ ВО МГЛУ, 2014.
6. Формирование языковой личности в условиях преподавания второго иностранного языка. Вестник МГЛУ. Вып. 4 (715). Актуальные вопросы непрерывного языкового образования. М., ФГБОУ ВО МГЛУ, 2015. Актуализация теории межкультурной коммуникации в системе языкового образования. Вестник МГЛУ. Вып. 5 (744). Современные языки в межкультурной коммуникации. М., ФГБОУ ВО МГЛУ, 2016.
7. Оценка уровня владения вторым иностранным языком в контексте международных стандартов. Вестник МГЛУ. Вып. 4 (743). Педагогические науки. Актуальные вопросы непрерывного языкового образования. М., ФГБОУ ВО МГЛУ, 2016.
8. Функциональные проявления контроля в обучении иностранному языку (педагогический контроль и самоконтроль). Вестник МГЛУ. Вып. 2 (766). Образование и педагогические науки. М.: ФГБОУ ВО МГЛУ, 2016.
9. Особенности усвоения фонетической системы французского языка, изучаемого в качестве второго иностранного. Вестник МГЛУ Вып. 6 (785) Образование и педагогические науки. М.: ФГБОУ ВО МГЛУ, 2017.
10. Особенности усвоения модели обращения на «ты–вы» во французском языке при изучении его как второго иностранного языка. Вестник МГЛУ Вып. 3 (802) Образование и педагогические науки. М.: ФГБОУ ВО МГЛУ, 2018.
11. Второй иностранный язык в контексте подготовки бакалавров нелингвистических специальностей. Вестник МГЛУ Вып. 4 (808) Образование и педагогические науки. М.: ФГБОУ ВО МГЛУ, 2018.
12. Французские заимствования в английском языке (в контексте овладения французским языком как вторым иностранным). Вестник МГЛУ Вып. 3 (832).
13. Образование и педагогические науки. М.: ФГБОУ ВО МГЛУ, 2019. Механизм межъязыкового переноса в контексте овладения коммуникативной компетенцией во втором иностранном языке. Вестник МГЛУ Вып. 3 (836) Образование и педагогические науки. М.: ФГБОУ ВО МГЛУ, 2020.
14. Технологии контроля и оценки качества усвоения языковой программы в сфере вузовского лингвистического образования. Вестник МГЛУ Образование и педагогические науки. М.: ФГБОУ ВО МГЛУ (запланировано в печать на 2021 г.)
Учебные дисциплины
Практический курс второго иностранного языка (бакалавриат по направлению подготовки «Лингвистика»);
Практикум по культуре речевого общения (бакалавриат по направлению подготовки «Лингвистика»).