Московский иняз им. Мориса Тореза / Московский государственный лингвистический университет

Научные школы

Фундаментальные исследования ученых МГЛУ заложили основу наиболее значимых направлений: 

  • теория текста и дискурса; 
  • теория речеведения; 
  • когнитивная база и когнитологическая функциональность языка/речи; 
  • общая теория перевода, в т.ч. художественного, поэтического, синхронного, киноперевода, аудиовизуального перевода 
  • многоуровневая теория первичной и вторичной языковой личности; 
  • теория смысла как экстралингвистического феномена; 
  • лингводидактика как отрасль методической науки, прокладывающая путь методике обучения иностранным языкам.  
Фундаментальные исследования всегда сопровождались многочисленными прикладными научными работами, в которых развивалась, уточнялась и применялась к конкретным языкам (парам языков) та научная база, которая складывалась в ходе выполнения научных работ, в результате чего в МГЛУ сложился ряд научных школ и направлений, получивших широкое признание в России и за её рубежами:

Стилистическая школа профессора И. Р. Гальперина.
Стилистические изыскания в области английского языка и речи, а затем и работы в сфере общей стилистики, осуществлённые профессором И. Р. Гальпериным и его учениками уже в середине 50-х годов ХХ века, сложились в самостоятельное научное направление, превратившее стилистику из маргинальной сферы риторики и литературоведения в самостоятельную дисциплину, нетрадиционная рельефность которой проявилась особенно наглядно в эпоху постпарадигмальной лингвистики: теории текста, кроссуровневых принципов интерпретации содержательности единиц дискурса, герменевтических подходов к установлению истинной информативности произведений художественной речи.


Грамматическая школа профессора Л. С. Бархударова.
Этой школой в 60–70 гг. прошлого века была заложена основа для многих новых направлений в изучении грамматики английского языка, таких, как структурный синтаксис простого и сложного предложения, трансформационнопорождающая грамматика английского языка, семантический синтаксис, проблемы валентности частей речи, грамматической омонимии и синонимии.


Школа английской фонетики профессоров А. М. Антиповой, Д. А. Шахбаговой, Т. И. Шевченко и др.
Эта школа развивает лингвистические идеи одного из основателей кафедры, крупного ученого-англиста Георгия Петровича Торсуева.


Школа английской фразеологии профессора А. В. Кунина.
Доктору филол. наук, профессору, заслуженному деятелю науки РФ А. В. Кунину принадлежит приоритет в создании теории общей и английской фразеологии как лингвистической дисциплины.


Научная школа английской лексикологии профессоров Г. Ю. Князевой, З. В. Семериковой, Е. Г. Беляевской и др.
Восходит к идеям родоначальника теории слова в отечественной англистике проф. МГЛУ А. И. Смирницкого.


Школа немецкой фразеологии профессора И. И. Чернышевой построение теории лексикона и части его сверхсловных образований, то есть фразеологии. 
Достижения этой школы отражены в 60 кандидатских и трех докторских диссертациях, в четырех авторских научных монографиях и в десятках коллективных монографий. Данная концепция широко известна и за рубежом, и ее приоритеты засвидетельствованы во многих работах немецких и швейцарских авторов.


Школа немецкой грамматики и грамматики текста профессора О. И. Москальской. 
В русле этой школы защищено 42 кандидатских и 12 докторских диссертаций.


Школа функциональной стилистики немецкого языка профессора Э. Г. Ризель
Школа функциональной стилистики немецкого языка профессора Э. Г. Ризель, лауреата премии им. Вайскопфа, основанная на понятиях микро- и макросистематики, на представлении о совокупном характере парадигматического и синтагматического аспекта всех стилистических явлений и комплексном лингво-литературоведческом изучении стиля художественной литературы. В русле этой школы защищено несколько докторских и более 50 кандидатских диссертаций.


Школа стилистической грамматики професора Е. И. Шендельс. 
Основу школы составляет структурно-семантическая и функционально-коммуникативная концепция трактовки всех аспектов языковой системы.


Школа фонетики французского языка профессора Н. Г. Барышниковой и профессора Н. И. Портновой. 
Основные направления: коммуникативная фонетика и коммуникативная фонология, культура устной речи, социофонетика и фоно-стилистика французского языка.


Школа вербальных и невербальных аспектов речевой коммуникации профессора Городниковой М. Д. 
Основными проблемами, разрабатываемыми в русле данной школы, являются социально-культурные процессы интеракции и создание текста, вербальные и невербальные соответствия концептов когнитивных структур человека.


Школа лингвистической теории перевода (профессоров Л. С. Бурхударова, С. Ф. Гончаренко, В. Н. Комиссарова, В. Ю. Розенцвейга,Г. В. Чернова, А. Д. Швейцера). 
Пользуется широкой известностью в России и за рубежом.


Школа прикладной и экспериментальной лингвистики проф. Р. К. Потаповой,. Ю. Н. Марчука, Э. И. Королева. 
Это — неординарное, «стыковое» направление в лингвистике, предполагающее владение новейшими информационными технологиями, современными программными средствами, системами управления базами данных, новейшими программами анализа в любой области автоматизированных словарей, информационно-поисковых систем, а также систем автоматического распознавания речи на базе глубоких лингвистических знаний.


Школа лингвистической семантики профессора Б. Ю. Городецкого семантическая типология естественных и искусственных языков.
Основные результаты деятельности этой школы связаны с построением семантических метаязыков, новых типов словарей, тезаурусов, семантических алгоритмов, моделей общения, выявлением семантических универсалий.


Школа истории, историографии лингвистики и сравнительного языкознания профессора Э. А. Макаева , профессоров Т. А. Амировой, Г. С. Клычковой, Е. С. Кубряковой, М. М. Маковского и др.



Школа теории текста и коммуникативной лингвистики профессора Г. В. Колшанского, профессоров И. Р. Гальперина, О. И. Москальской, Е. И. Шендельс, С. И. Канонич, О. Л. Каменской, Т. М. Дридзе и др.)

Одна из ведущих школ, рассматривающая в качестве единственной полноправной единицы общения цельный, связный и завершенный текст и изучающая закономерности его создания и функционирования в коммуникативном процессе. Научные достижения этой школы зафиксированы в десятках монографий (в том числе Г. В. Колшанского: «Контекстная семантика», «Коммуникативная функция и структура языка».


Психолингвистическая школа проблемы производства и восприятия речи, онтогенез речи, проблемы межкультурного общения, психолингвистические проблемы освоения иностранных языков, проблемы формирования и функционирования образов сознания, их роль во внутри- и межкультурном общении профессоров Е. Ф. Тарасова, Ю. А. Сорокина, Р. М. Фрумкиной, А. М. Шахнаровича и др.



Школа лингводидактики как методик преподавания иностранных языков в школе и неязыковом вузе профессоров Г. М. Фроловой, Н. И. Гез, П. В. Елухиной, И. П. Павловой и др.
В рамках этой школы не только подготовлено несколько сот кандидатов педагогических наук для всех стран СНГ и многих зарубежных стран, но и созданы основные комплексы учебников английского, немецкого и французского языков для спецшкол России и для отечественных технических вузов.


Школа методики интенсивного обучения иностранному языку взрослых профессор С. И. Мельник. 
Ею созданы методики интенсивного обучения взрослых европейским языкам, в рамках школы защищен ряд кандидатских диссертаций, готовится одна докторская диссертация.


Школа андрогогики и педагогической антропологии профессоров Н. Н. Нечаевой, А. П. Булкиной, С. И. Змеевой, А. А. Вербицкого, Т. А. Хмель, П. Г. Буга и др.
Основные направления школы: профессионально-педагогическая подготовка студента-филолога, теория формирования профессионального сознания, контекстное обучение в высшей школе, основные тенденции высшего образования за рубежом. Школа тесно взаимодействует с РАО, её научные достижения отражены во многих монографиях, в десятках кандидатских и докторских диссертаций.


Школа лингводидактики как основы методик преподавания иностранных языков в языковом вузе профессоров  Б. А. Лапидуса, А. А. Миролюбова. 
Эта школа разрабатывает концепции формирования профессионального би- и полилингва, т.е. специалиста в области интерлингвокультурной коммуникации — преподавателя иностранного языка и переводчика. В русле идей этой школы подготовлены десятки кандидатских диссертаций и ведется работа над двумя новыми докторскими исследованиями.


Школа «современного русского литературного языка и культуры речи» профессоров А. А. Брагина и Г. Н. Иванова. 
Школой подготовлены десятки кандидатов наук для России, стран СНГ и дальнего зарубежья.


Школа древнегреческой и римской литературы и культуры проф. В. Л. Ярхо. 
В русле и под влиянием этой школы защищены десятки докторских и кандидатских диссертаций. Всего проф. В. Н. Ярхо принадлежит более 290 публикаций, в том числе ряд комментированных изданий афинских драматургов (Эсхила, Еврипида, Аристотеля; итоговым можно считать однотомник трагедий и фрагментов Софокла. — М., 1980, и собрание комедий и отрывков Менандра. — М., 1982, с использованием новейших папирусных публикаций). Последняя крупная работа, выполненная под руководством В. Н. Ярхо, — «Словарь-справочник по античной культуре», составленный по заказу издательства «Высшая школа». В методическом плане интересы В. Н. Ярхо направлены на разработку курса латинского языка, четко профилированного для студентов факультетов иностранных языков (4 издания учебников латинского языка). В настоящее время кафедральный коллектив успешно развивает достижения школы В. Н. Ярхо под руководством проф. М. А. Таривердиевой.
Система Orphus