Top.Mail.Ru

Проект «Московские каникулы». Июнь 2020

Проект «Московские каникулы». Июнь 2020
29 июня 2020
Морозова М.И.
Юдина Т.П.

Учимся в каникулы!

Проект «Московские каникулы». Июнь 2020 г.

В июне 2020 г. прошёл второй этап проекта «Московские каникулы», осуществлённого тремя факультетами Института им. М.Тореза МГЛУ. В отличие от первого этапа осуществления проекта, данный этап имел свою специфику, так как проходил в условиях пандемии и самоизоляции и, вследствие этого, был дистанционным. Данный формат показал как определённые преимущества, так и ограничения по сравнению с очными, контактными занятиями.

Наверное, главным итогом можно считать искренне заинтересованное участие школьников в проекте: наиболее активно себя показали даже не те ребята, которые готовятся к поступлению в вуз, а те, кто заинтересован в изучении языка и культуры, в расширении собственного кругозора, навыков критического мышления и коммуникативных умений, а для вуза - это возможность познакомиться с потенциальными абитуриентами, уровнем их языковой подготовки по языку, общей культуры, эрудиции, умении мыслить и принимать решения.

Сначала о преимуществах дистанционного формата. Наверное, самым серьезным из них является возможность привлекать разнообразную аудиторию, в том числе школьников из различных мест, зачастую расположенных далеко от Москвы. Такая возможность позволяет расширить представление о распространённости изучения иностранного языка, об уровне владения им, об общей культуре школьников, их эрудиции, способности мыслить и взаимодействовать. Дистанционный формат позволяет проводить профориентационную работу и устанавливать связи вуза с потенциальными абитуриентами.

Использование дистанционного формата невозможно без компьютерных технологий, которые предлагают широкие технические возможности для поиска и представления материалов, а также для взаимодействия в реальном масштабе времени. Это и возможность показывать презентации, использовать видео и фотоматериалы, анимацию, мгновенно обмениваться информацией, записывать занятия для их критического анализа с целью извлечения полезного опыта. Дистанционный формат не требует отдельного помещения и позволяет не тратить время на перемещение к месту встреч.

Отрицательным же сторонами являются, прежде всего, нестабильность связи, да порой и просто отсутствие у потенциальных участников возможности подключиться к Интернету. Затрудняют дистанционное общение разное качество звука у участников, порой идёт отставание в передаче сигнала, что делает невозможной быструю непосредственную реакцию. В отсутствие специального помещения в процесс проведения занятия порой вмешиваются посторонние факторы. Возможности используемых интернет-ресурсов ограничивают выбор видов и приёмов работы, например, участников не всегда можно разделить на группы, внутри которых участники могли бы общаться, сохраняя при этом двустороннюю связь с ведущим. А такого рода возможность необходима для создания, например, небольших проектных работ и их защиты. К тому же, при дистанционном общении отсутствуют многие факторы и сигналы, которые позволяют контролировать своё поведение и координировать его с поведением и реакциями других членов группы. Хотя, несмотря на отмеченные трудности и ограничения, занятия прошли успешно.

Преподаватель, который ведёт занятие, не является всё же специалистом в области информационных технологий, поэтому, даже являясь достаточно опытным пользователем, не может знать всего разнообразия программных ресурсов и их возможностей для составления разного рода учебных и игровых заданий, которые сделали бы общение со школьниками более увлекательным и результативным. Тем более, что подготовительных этап разработки концепции мастер-классов, поиск и отбор качественного и интересного материала, его структурирование и представление являются трудоёмкими и требуют значительного времени. Несомненно, по мере приобретения соответствующих знаний и опыта в использовании компьютерных технологий и ресурсов для обучения их использование будет приобретать новые грани и будет использовано как для очного так и для дистанционного обучения.

Опыт и перспектива осуществления подобных проектов представляются ценными как для школьников, так и для вуза. Первым предоставляется возможность выйти за рамки своего учебного заведения и за рамки учебной программы, увидеть изучаемый предмет в новом преломлении. Тема связей между родной страной и страной изучаемого языка предоставляет для этого широкие возможности. Несомненно, подобные проекты помогают ребятам по-новому взглянуть не только на историю и культуру страны, язык и культуры которой они изучают, но и на историю и культуру своей страны, на её место в мировой истории и в современном мире; способствуют формированию позитивного имиджа родной страны; позволяют по-новому осмыслить взаимоотношения стран в современном мире, научаться общаться в межкультурном контексте, что, несомненно, имеет первостепенное значение в современном глобализованном мире.

Форма осуществления проекта, в которых сами школьники должны проявлять активность и самостоятельность в решении задач (квесты, небольшие проекты, викторины и т.п.) представляется весьма перспективной. Как уже было сказано в начале, все участники, сумевшие подключиться к видеоконференции, проявили активность и искреннюю заинтересованность в работе и общении.

Важным фактором успешного осуществления проектов подобного рода является также продуманная организация всего процесса.

Сюда входит, прежде всего, вопрос об оповещении участников и поддержании постоянной связи с ними, поскольку в процессе общения как у организаторов разных уровней, так и у участников постоянно возникают вопросы. Опыт проведения дистанционного этапа показал полезность и необходимость многоканальности связи, для которой могут быть использованы как электронная почта, так и телефон, короткие сообщения, различные приложения для смартфонов и социальные сети.

Выбор календарного периода для проведения мастер-классов и других встреч, несомненно, имеет значение и влияет на число школьников, которые присоединяются к проекту.

Важна также чёткость разработки алгоритмов проведения мастер-классов, игр, работы над проектами, позволяющая, с одной стороны, чётко координировать действия команды организаторов проекта, а с другой стороны, оставляющая преподавателям, непосредственно контактирующим со школьниками, некоторый простор для творческого индивидуального подхода. Несомненно, обмен опытом между членами команды организаторов был бы полезен.

Проработанность критериев оценки творческих работ участников также имеют большое значение.

Привлечение к проекту школьников из других городов может дать возможность рассмотреть предложенную в тематику под новым углом зрения.

В целом, проект представляется интересным и продуктивным, а полученный в ходе его проведения опыт будет полезен и в образовательном процессе в вузе, и для проведения работы с учениками школ в рамках различных проектов.



Возврат к списку

Система Orphus