В ИМОП подвели итоги 1-ой части реализации стипендиальной программы «Психолингвистика, антропологическая лингводидактика и методика преподавания РКИ», поддержанной Фондом В.Потанина

11 Января 2021
По инициативе доктора педагогических наук, профессора кафедры русского языка как иностранного Института международных образовательных программ Мухаммад Людмилы Петровны в 2020 году в МГЛУ началась реализация пилотного Проекта «Психолингвистика, антропологическая лингводидактика и методика преподавания русского языка как иностранного», поддержанного Фондом В.Потанина. Его актуальность заключается в разработке инновационной Магистерской Программы для будущих преподавателей РКИ в целях повышения уровня преподавания русского языка как иностранного, а также поддержки и укрепления его статуса языка международного общения.

Первый этап Проекта был посвящён исследованию экзистенциальных потребностей магистрантов-иностранцев, среди которых были названы потребности в самореализации и формировании умений будущего профессионала, а также коммуникативные потребности в условиях межкультурной коммуникации.  

К настоящему времени членами рабочей группы разработаны и апробируются три базовые рабочие магистерские программы: 1) «Психолингвистика, антропологическая лингводидактика и методика преподавания РКИ»; 2) «Функционально-коммуникативная грамматика русского языка»; 3) «Герменевтика текста в аспекте диалога культур». Они созданы на единой методологической основе, формирующей образовательную парадигму в русле личностно-деятельностного подхода и определяющей антропологический, коммуникативный и когнитивный принципы основой своего содержания.

Движущей силой развития будущих преподавателей РКИ становится сама личность и ее экзистенциональные потребности (а не только коммуникативные, как принято в традиционных методиках). Наряду с этим усвоение психолингвистических моделей в процессе развития речевой деятельности иностранных учащихся позволит сформировать у них механизмы речи с учетом коммуникативно-когнитивных принципов, позволяющих эффективно решать любые задачи с помощью средств изучаемого языка. Вкупе антропологический и психолингвистический компоненты Программы нацелены на продуктивное усвоение магистрантами-иностранцами методики преподавания РКИ и формирование у них актуальных профессиональных компетенций.

Механизм реализации Программы заключается в организации благоприятного образовательного пространства, раскрывающего потенциал учащегося как на занятии, так и вне его - в междисциплинарной «Лингвометодической мастерской», в Центре русского языка МГЛУ, а также в онлайн-пространстве.

На первом этапе Проекта учащимися-магистрантами были подготовлены и проведены семинары с привлечением принципов антропологической лингводидактики, функционально-коммуникативной грамматики русского языка и методики преподавания РКИ; реализован преподавательско-студенческий проект по формированию навыков изучающего, филологического и ознакомительного чтения на материале художественного текста; подготовлена «Карта становления личности профессионала»; состоялись выступления магистрантов и преподавателей на юбилейной конференции МГЛУ «Наука без границ: синергия теорий, методов и практик» (28-30 октября 2020 г.). Также на первом этапе реализации Проекта его участниками была опубликована статья Polylogue Of Cultures and Epochs in The Course of Reading A Literary Text in A Foreign Audience в международном научном журнале «RevistaGênero&Direito» ( V. 9 - Nº 05 - Ano 2020. SpecialEdition; авторы Л.П.Мухаммад, Е.К.Столетова, О.Ю.Стародубова, О.Э.Чубарова).

В начале 2021 года в рамках Проекта в МГЛУ запланировано открытие комплексной научно-исследовательской, практической и методической Лаборатории русского языка как иностранного, где будет постоянно действовать научно-практический семинар «Лингвометодическая мастерская». Основная задача семинара – способствовать активному привлечению магистрантов и начинающих преподавателей РКИ к учебно-методической работе Лаборатории, обеспечивая преемственность опыта и становление научно-методической школы профильных кафедр МГЛУ.

О создании Лаборатории говорит руководитель Проекта профессор Мухаммад Л.П.: «Основной целью лаборатории является создание инновационной экспериментально обоснованной методологической, психолингвистической и лингвометодической базы для перехода на качественно новый уровень образовательного процесса в области преподавания русского языка как иностранного и дисциплин на русском языке иноязычным обучающимся. На наш взгляд, это залог успешного продвижения русского языка и культуры в мировом образовательном пространстве. В свою очередь, достижение заявленной цели призвано способствовать развитию экспортного потенциала российской системы образования».



Возврат к списку

Система Orphus