Top.Mail.Ru

Стажировка в Берлинском университете им. Гумбольдта (1 сем. 2016/17)

Я, Иванова Мария, студентка 4 курса факультета немецкого языка. Я была отобрана на стажировку в Берлинский университет им. Гумбольдта в апреле 2016 года. Мой проект "Begriff "Freundschaft" in sozialen Netzwerken: sprachliche Aspekte" ("Понятие "дружба" в социальных сетях: языковой аспект") был основан на моей курсовой, а в последствии - дипломной работе.

Я приехала в Германию на зимний семестр 2016/2017 года. Система обучения в Германии отличается от системы обучения в России. Зимний семестр здесь начинается в середине октября и продолжается до середины февраля с перерывом на Рождественские каникулы. Студенты, приезжающие по обмену, должны сами составлять себе расписание, выбирая заинтересовавшие их лекции и семинары. Для иностранных студентов в Университете организованы межкультурные курсы FAMOS, на которых в активной полу-игровой форме новичкам помогают разобраться в системе обучения Университета, объясняют, как пользоваться электронной системой записи на занятия Agnes, как составить свой план обучения, как пользоваться ресурсами библиотеки, и также дают возможность познакомиться с другими иностранными студентами из разных стран.

Почти на все лекции доступ открыт всем желающим, но на семинары нужно записываться заранее через систему AGNES. К сожалению, мест на семинарах хватает не всем, так что выбирать нужно быстро. Кроме того, многие семинары пресекаются по времени, так что посетить все интересующие занятия почти невозможно, а на составление учебного плана уходит много времени и сил.

В результате я выбрала модуль "Введение в литературоведение", в который входило две лекции по истории литературы Германии и два семинара по анализу текста в неделю. В конце я сдавала устный экзамен по этому модулю. Также я посещала курс анализа английского текста (одна лекция и один семинар в неделю) и курс "Мужская дружба в литературе" (одна лекция в неделю), который помог мне в развитии теоретической части моей дипломной работы.

Также Берлинский университет предлагает студентам, приезжающим по обмену, пройти бесплатно курс немецкого языка. Студенты определяют подходящий им уровень языка с помощью on-line теста. Так, я попала на курсы уровня C2. По окончании курса, после написания итогового теста мне был выдан сертификат с оценкой.

У меня оставалось время и на написание моей дипломной работы. Студентам предоставлены всевозможные ресурсы в огромной библиотеке Университета. Она оборудована по последнему слову техники, читатели могут пользоваться компьютерами библиотеки или же приходить со своими ноутбуками, планшетами, телефонами, которые можно подключить к внутренней сети или wi-fi. Также в библиотеке есть удобная on-line поисковая система PRIMUS, где при помощи ключевых слов можно найти подходящую литературу, причем эта поисковая система доступна с любого компьютера, подключенного к интернету. С книгами можно работать в библиотеке или взять их домой на определённый срок, некоторые книги доступны online для зарегистрированных читателей.

Иностранным студентам предоставляется возможность жить в общежитии, но мест крайне мало. Также студенты могут снимать квартиру. Организаторы стажировки дают информацию о сроках и способах получения общежития и сайтах поиска жилья.

Я выбрала общежитие - это наиболее выгодный вариант. Я жила в квартире на трех человек, где у каждого была отдельная комната, а кухня и ванная комната были общими. Также в общежитии каждую неделю студенческий отдел устраивает вечеринки или другие развлекательные мероприятия.

В свободное время мы много гуляли по Берлину, посещали музеи и театры, ходили в кино и кафе. Также в университете есть специальная организация для иностранных студентов ORBIS, которая предлагает совместные походы в рестораны, встречи и путешествия, которые помогают сблизится как с другими иностранцами, так и с немецкими студентами. На Рождество, например, был устроен праздник, где можно было выпить глинтвейна, сделать печенье, попеть рождественские песни и пообщаться в приятной компании.

Также в свободное время мы много путешествовали по Германии и по другим странам Евросоюза. Например, я съездила в Любек, где посетила дом-музей Будденброков (героев книги, которую мы как раз должны были прочитать в зимнем семестре в МГЛУ) и в некоторые другие города на севере Германии.

Эта стажировка дала мне возможность пройти курс обучения в Германии полностью на немецком языке, а также попробовать себя в межкультурнм общении. В этой поездке я нашла много друзей из самых разных стран, с которыми надеюсь и в дальнейшем поддерживать контакты. Благодаря ежедневному общению и курсам С2 я повысила свой уровень владения немецким языком. Наконец, я получила возможность поработать над своим дипломным проектом, найти нужные материалы и собрать интересные живые примеры.

Меня зовут Шаклеина Оксана, я являюсь студенткой четвёртого курса факультета немецкого языка Московского Государственного Лингвистического Университета. На третьем курсе мне представилась возможность поучаствовать в конкурсе и выступить со своим научным проектом перед комиссией, которая направила меня на учебную стажировку в Берлинский университет им. Гумбольдта. В этой статье мне хочется поподробнее рассказать об обучении в Берлине, а также поделиться приобретённым опытом.

С самого начала стажировки студенты из других стран чувствовали себя в Германии как дома. В центре для иностранных студентов «ORBIS» нам рассказали об особенностях обучения в Университете. Также здесь можно было проконсультироваться по любому вопросу, связанному с пребыванием в Германии, и получить ценные советы. Нам было легко адаптироваться благодаря специально организованным семинарам FAMOS, где мы не только узнали о многочисленных возможностях обучения в Берлине, но и познакомились с интересными людьми. В первые дни для нас провели экскурсию в одну из крупнейших библиотек города, «Гримм-центр». Благодаря этому мы узнали, как функционирует библиотека и  какие возможности она для нас открывает.

На протяжении всей стажировки мы много времени проводили в «Гримм-центре», а также в библиотеке славистики и германистики. В этих библиотеках, используя портал PRIMUS, можно найти литературу по любому интересующему вопросу, а занятия в технически оснащённых кабинетах располагают к учёбе и вдохновляют на «новые свершения». Нам, как начинающим германистам, очень важно было развивать свои языковые способности и чувство языка. Благодаря разнообразию представленной литературы нам удалось полностью проникнуться немецким языком.

Интересно отметить, что система обучения в Берлинском университете отличается от системы обучения в российских университетах. Студентам необходимо зарегистрироваться в системе AGNES и получить доступ к личному интернет-аккаунту. Они сами составляют себе расписание, а каждая дисциплина изучается в рамках «модуля». Каждый модуль состоит из 2 разных семинаров и 2 лекций, обязательных для посещения. В конце семестра студенты сдают экзамен по выбранному модулю. В Германии широко используется интернет-платформа Moodle, которая делает процесс обучения более продуктивным.

Я посещала лекции и семинары модуля «Введение в литературоведение», лекции и семинары по языкознанию на английском языке, прошла курсы немецкого (уровень C2) и английского (уровень B2) языков. По окончании семестра я сдала три экзамена по пройденным предметам. Благодаря курсам немецкого языка мне удалось обогатить знания в области стилистики, грамматики и лексикологии. На курсах английского языка я также получила много полезной информации.

В свободное от учёбы время мне представилась возможность поработать в социально-исследовательском институте USUMA, где я по телефону проводила научные и социальные опросы. Эта практика принесла мне бесценный опыт, так как она не только способствовала выработке беглости речи, но и постановке хорошего произношения.

Большое внимание мы уделяли написанию дипломной работы, в библиотеках есть большое количество литературы, посвященной теме моей проектной работы «Hallisches Deutsch», что позволило изучить фонетические особенности диалекта. Для практической части моей работы было необходимо провести интервью с жителями города Галле. Мы отправились в г. Галле, провели интервью с большим количеством людей и собрали примеры употребления исследуемого диалекта.

В Университете постоянно проводились мероприятия, направленные на сближения иностранных студентов с их немецкими товарищами. Совместное празднование Рождества в «ORBIS», вылазки в разные немецкие города и посещение культурных мероприятий разнообразили нашу студенческую жизнь. Посетив интересные достопримечательности: «Berliner Dom», «Reichstag», «Berliner Mauer», «Deutsche Oper», «alte Nationalgalerie», «Naturkundemuseum», «Pergamonmuseum», интерактивный музей «Story of Berlin», мы стали лучше понимать культуру и историю немцев, их менталитет.

По окончании семестра в Берлине я могу с уверенностью сказать, что он стал для меня незабываемым временем и бесценным опытом. И именно поэтому стоит участвовать в конкурсе на стажировку!


Отзыв о стажировке в Берлине написали студентки ФНЯ Иванова Мария и Шаклеина Оксана.

Система Orphus