22 - 28 января 2020 года прошла Всероссийская конференция «Путь к успеху: стратегия сопровождения молодых талантов» в образовательном центре «Сириус»

20 февраля 2020
22 - 28 января 2020 года прошла Всероссийская конференция «Путь к успеху: стратегия сопровождения молодых талантов» в образовательном центре «Сириус».

Ключевой темой конференции стали вопросы развития одаренных школьников и студентов, привлечение будущих специалистов в конкретных областях не только в вузе, в период производственной практики, но и на более раннем этапе (детский сад, школа), совершенствование методики наставничества и поддержки молодых талантов в науке, искусстве и спорте, способы популяризации естественных наук, развитие предпринимательского потенциала студентов и лучшие практики создания студенческих стартапов.

Основным фактором реализации национальной стратегии организаторы конференции видят в региональных центрах по модели «Сириуса» и научно-образовательных центрах. Проводятся мастер-классы не только для одаренных детей, но и для педагогов со всех регионов страны. Кроме того, в образовательном центре «Сириус» планируется создать детский сад.

В ходе пленарного заседания «Концентрация талантов в направлениях прорыва – ключевой фактор успешных ответов на «Большие вызовы», модератором которой выступил помощник Президента РФ А. А. Фурсенко, были затронуты следующие проблемы: увеличение человеческого капитала и важность формирования осознанности при подготовке будущих специалистов уже в школе, предоставления ребенку права выбора профессии и поэтапной подготовки его к профессиональной деятельности, создание рабочих мест для специалистов, а также профессионализм педагога в условиях нехватки квалифицированных педагогических кадров.

По словам заслуженного учителя РФ, директора Президентского лицея № 239 (Санкт-Петербург) Пратусевича М. Я. «Для учителей большим вызовом является то, что с 1 по 11 класс мир меняется неожиданно. Мы не представляем себе, какой будет мир. При этом фундаментальные ценности остаются неизменными. Педагогам важно выкристаллизовать фундамент образования, на котором мы заряжаем детям батарейку на всю жизнь, которую они должны уметь пополнять. Мы должны их научить приспосабливаться. Насколько управленческая конструкция является гибкой в ситуации постоянной изменчивости? Фундаментальное образование способно привести носителя к практическим результатам. По сути, концепция человека-машины изменилась. Человек – непонятная, сложная система. Всегда останется неисчерпаемая бездна того, что мы не знаем. Механистическая модель

человека не работает. Важны общегуманитарные основы в школе. Учитель – собеседник ребенка, его первейшая обязанность до того, как пройти и успешно реализовать программу. Но модель успеха, выраженная числовым показателем, тупиковая. Как только мы что-то исчисляем числовым показателем, возникает гигантское неравенство. Мерилом успеха является внутреннее самоощущение человека. Ведь стремление достичь успеха любой ценой приводит к психозу раннего развития».

Марченков Н. В., председатель Координационного совета, кандидат физико-математических наук, и.о. руководителя комплекса синхротронно-нейтронных исследований НИЦ «Курчатовский институт», подчеркнул важность «связи между образованием и реальной наукой. Координационный совет провел опрос среди российских ученых, уехавших за границу. Финансовый вопрос был далеко не превалирующим, а одним из ключевых было отсутствие понимания крупных задач в российской науке. Стратегия научно-технологического развития во многом на этот вопрос ответила. Важно, чтобы на всех этапах образования были ответы, для чего можно использовать науку. Наука меняет общество. 200 лет назад была борьба за материалы, затем после открытия паровой машины и электричества борьба за энергию. Сегодня борьба за идеи и за людей, которые эти идеи могут генерировать. Творческие люди с нестандартным мышлением выходят на первый план. Проектные смены направлены именно на это, как применяются в разных сферах. Кроме больших вызовов, есть национальные проекты, мегасайенс. Должно быть взаимодействие с реальными научными достижениями. Нужно прививать на всех этапах открытость к работе в междисциплинарных командах. Базовое образование и специализация очень важны, но дети должны быть готовы к сотрудничеству» в разных областях науки.

Как отметила заместитель Министра просвещения Российской Федерации Ракова М. Н., все, что государство делает в образовательном процессе «должно быть подчинено одному правилу: учить, учиться всю жизнь и научить детей ставить собственные цели».

Ключевые цитаты:

«Важно показывать детям, для чего мы их учим и что у государства есть на них планы, при этом не ограничивать их, чтобы они создавали для себя каждый свою волну».

«Чтобы достичь успеха нужно научиться работать в мультикультурных, мультинациональных и мультидисциплинарных командах. Прорыв мы точно совершим.»

«Дети должны помнить, что надо сопереживать тем, кто рядом. Мы их учим не для того, чтобы они блистали, а для того, чтобы они помогали тем, кто рядом с ними.»

«Успех – это быть в гармонии с собой и окружающим миром».

Участниками панельной сессии «Кадры для индустрии» были подняты вопросы взаимодействия вузов и индустриальных партнеров при подготовке высококвалифицированных специалистов для реального сектора экономики.

В ходе круглого стола «Новые образовательные программы ведущих университетов и академических институтов, направленные на получение компетенций для опережающего развития. Совместные и сетевые образовательные программы, программы двойных дипломов» обсуждались наиболее успешные практики реализации востребованных образовательных программ высшего образования и компетенции, необходимые для эффективного взаимодействия вузов, научных кадров и индустрии.

Участники круглого стола отметили очень низкий показатель интернационализации науки в России и указали на необходимость упрочить международные связи и активнее вовлекать отечественных ученых в международное сотрудничество. Благодаря инициативе Российского Правительства в 2010 г. в рамках постановления от 9 апреля 2010 г. N 220 «О мерах по привлечению ведущих ученых в российские образовательные организации высшего образования, научные учреждения и государственные научные центры Российской Федерации», была создана программа мегагрантов, позволившая впервые привлекать зарубежных ученых и в том числе выходцев из бывшего СССР, которые достигли определенных успехов в науке и были готовы поделиться своим опытом. Благодаря мегагрантам студенты развивают личные контакты, принимают активное участие в конференциях, участвуют в проведении совместных международных экспериментов (мегасайенс).

Спикеры указали на важность формирования тематического междисциплинарного института, представляющий собой новый международный формат, который вовлекает как вузы, научные лаборатории, университеты, так и транснациональные корпорации. Международное сотрудничество должно конвертироваться во что-то полезное для молодых ученых и способствовать их вовлечению в глобальные научно-образовательные проекты.

Еще одним новым направлением в образовании и подготовке востребованных специалистов являются практические проекты от компаний, в которых принимают участие ученые, сотрудники и студенты вуза.

Докладчики подчеркнули важность привлечения старшеклассников, гимназий, которые выполняют выпускные проекты, а также создания кружков, общих курсов, дней открытых дверей, лабораторий, субботних семинаров и продвижение образовательных проектов в соцсетях.

Для предотвращения большого оттока научных кадров в западные лаборатории необходимо создать наиболее благоприятную среду для молодых ученых. По словам Ильиной Е. Н., члена-корреспондента РАН, доктора биологических наук, заместителя генерального директора по научной работе Федерального научно-клинического центра физико-химической медицины Федерального Медико-биологического Агентства, «пытаясь добиться максимальной эффективности функционирования научных кадров вузы очень формализовали и бюрократизировали научный процесс. Необходима система, механизмы поддержания молодых кадров, закрепления их на местах не только через систему грантов, но и с помощью целевых направлений, спонсирования ведомствами, организациями».

Как подчеркнул Панченко В. Я., академик РАН, доктор физико-математических наук, председатель совета РФФИ, «богатство страны на 70 % определяется человеческим капиталом. Россия богата интеллектуальным потенциалом. Необходимо начинать со школы, чтобы с одной стороны развивать международные отношения, а с другой - сохранить этот потенциал».

Таким образом, ключевыми темами как панельных сессий, так и пленарных заседаний стали научное наставничество, международное сотрудничество, поддержка молодых ученых и одаренных детей для формирования и укрепления отечественной научной школы, необходимость проведения олимпиад, лабораторий, открытых дней науки и привлечения коммерческих структур в образовательный процесс с целью формирования востребованных на рынке труда кадров.



Возврат к списку

Система Orphus