Top.Mail.Ru

Пост-релиз заседания МетодОбъединения 19.02.24

Пост-релиз заседания МетодОбъединения 19.02.24
27 февраля 2024

Очередное заседание Методического объединения профессионально ориентированного обучения иностранным языкам студентов неязыковых специальностей ФГБОУ ВО МГЛУ состоялось 19 февраля 2024 г. Мероприятие прошло в формате видеоконференции. В заседании участвовали – руководитель Методического объединения профессор Гуреев В.А., заместитель руководителя доцент Бобкова П.В., доцент Ваничкина А.С., доцент Думина Е. В., доцент Мангова О.Б., доцент Перлова О.В., доцент Романова М.В., профессор Моисеенко Л.В.Согласно повестке заседания, Моисеенко Л.В., Думина Е. В., Мангова О.Б.подготовили сообщения по актуальным темам.

Профессор Моисеенко Л.В. и доцент Думина Е.В. выступили с докладом «Страноведение и лингвострановедческий аспект в обучении иностранным языкам в неязыковом вузе». Основная задача лингвострановедения – обеспечение языковой компетентности в вопросах межъязыкового общения с носителями другого языка и культуры посредством адекватного понимания культуры речи собеседника и исходных текстов. Был определен предмет лингвострановедения («фоновые знания»), а также рассмотрены основные подходы. В докладе отмечается, что отбор языкового материала в рамках лингвокультурологического подхода должен быть аутентичным, насыщенным употребительной лексикой, культурно разнообразным и образовательным, приближенным к условиям реального общения с использование вербальных и невербальных средств коммуникации, а также соотноситься с реальным уровнем владения иностранным языком, соответствовать познавательным и личностным интересам учащихся, при этом учитывая их возрастные особенности, ценностно-ориентационные и мотивационные сферы.Докладчики обращают внимание на то, что лингвострановедческий подход осуществляется путем вовлеченности в учебный процесс.Следует учитывать тот факт, что повышение мотивации и радости познания достигается через использование средств ИКТ, а также разнообразной справочной литературы.Доцент Романова М.В. поделилась своим опытом применения лингвострановедческого подхода (организация викторин, активное участие в общеуниверситетских мероприятиях и пр.). Профессор Гуреев В.А. подчеркнул, что изучение иностранного языка немыслимо без обращения к культуре и истории стран изучаемого языка.

Далее доцент Мангова О.Б. представила сообщение по теме«Преподаватель иностранного языка неязыкового факультета: вызовы и пути их преодоления».Технические проблемы, разный уровень подготовки студентов, дефицит часов на те или иные виды работ, низкая мотивация студентов и низкий базовый уровень знаний по дисциплине являются основными проблемами, с которыми сталкиваются преподаватели иностранных языков по неязыковым направлениям подготовки. Оксана Борисовна в рамках своего доклада выделяет две группы компетенций преподавателей иностранных языков: hardskills (узкие профессиональные навыки, которые нужны для решения конкретных задач в повседневной работе преподавателя) и softskills (надпрофессиональные навыки).Подчеркивается, что эффективного преподавателя отличает чувство иностранного языка и его глубокое понимание, так как именно это помогает студентам погрузиться в языковую среду. Очень важно также владеть умением объяснить сложное простыми словами, особенно в работе со студентами нелингвистического профиля. Кроме того, язык – не монументальная конструкция, он постоянно меняется, значит, преподаватель должен уметь учиться новому.В процессе преподавания иностранных языков необходимо сочетать традиционные, проверенные временем, подходы и инновационные технологии. Предлагается динамичная разработка теории и практики профессионально-ориентированного обучения,создание творческих и гибких условий для изучения иностранных языков. Докладчик подчеркивает, что задача преподавателя иностранного языка– научить языку специальности. Это требует наличие определенного уровня специальных знаний, связанных с направлением подготовки студентов. Таким образом, в портфолио hardskills преподавателей иностранных языков по неязыковым направлениям подготовки необходимо включить знание предметной области по реализуемым направлениям подготовки, например, с помощью профессиональной переподготовки профессорско-преподавательского состава. Профессор Гуреев В.А. предложил рассмотреть выпускников нелингвистического профиля в качестве будущих преподавателей на соответствующих направлениях подготовки. Доцент Ваничкина А.С. отметила, что важным в процессе обучения иностранным языкам является выбор преподавателем учебной литературы, в которой представлен релевантный для той или иной профессиональной области материал.

В конце встречи руководитель Методического объединения профессор Гуреев В.А.пригласил коллег принять участие в предстоящем международном научном форуме «Диалог культур и цивилизаций», в рамках которого планируется проведение круглого стола кафедры лингвистики и профессиональной коммуникации в области гуманитарных и прикладных наук «Иностранный язык в сфере профессиональной коммуникации». Далее профессор Гуреев В.А. озвучил повестку предстоящего заседания.




Возврат к списку

Система Orphus