Top.Mail.Ru

Мероприятие 4

Мастер-класс 1

«Выявление признаков применения мягкой силы в культурных артефактах»

1.JPG
Попова Евгения Андреевна
кандидат филологических наук,
доцент кафедры второго 
иностранного языка 
1111111111.JPG
Фурсова Дарья Аветисовна
кандидат культурологии,
старший преподаватель кафедры второго
иностранного языка


К. Маркс говорил, что культура – это мера человечности в человеке. Но иногда культура может стать опасным оружием. Приходите на мастер-класс «Выявление признаков применения мягкой силы в культурных артефактах».

Вместе мы:

  • проанализируем самые разные культурные тексты от документов в области культурной политики до постов в социальных сетях и сериалов
  • поговорим о том, что такое лингвокультурологическая экспертиза и почему она так важна для современного преподавателя иностранного языка.

Материал для самоподготовки и список рекомендуемых мест и мероприятий

Блок самостоятельного изучения для слушателей

Литература

1. Мануэль Сарксисянц. Английские корни немецкого фашизма http://lell33.ucoz.ru/El_Books/Angliyskie_korni_nemetskogo_fashizma.pdf

2. Фрэнсис Стонор Сондерс. ЦРУ и мир искусств: культурный фронт холодной войны https://clck.ru/33Hv4o

3. Джозеф Най-младший. Мягкая сила. Путь успеха в мировой политике. https://vk.com/doc31776488_522854302?hash=kXIIR66GYIsooCEzRMw0X0YkHoFGujgle8z643vk028&dl=32vR1eluHUp2JijUnApszKTgTvKKm2Yqfl7c88T2pFg

4. Филимонов Георгий. «Мягкая сила» культурной дипломатии США: Монография. – М.: РУДН, 2010 – 212 с. https://clck.ru/33Hv4B

5. Олег Яновский. Ментальные войны по-британски. https://yandex.ru/video/preview/16675825546861878748

6. Олег Яновский. Языки политики и политика языков. Российский взгляд на Кембриджскую школу. https://www.politstudies.ru/article/5628

7. Т.П. Беценко Взгляд на лингвокультурологический анализ художественного текста как вид учебной деятельности в системе современного гуманитарного образования. https://elib.bsu.by/bitstream/123456789/260829/1/14-21.pdf?ysclid=ld09uxnttw979025057

8. My grandparents war. TV show for Channel 4. https://www.channel4.com/programmes/my-grandparents-war

9. День ТВ. Дело философов: расследование подрывной деятельности членов Института философии РАН https://vk.com/video-38085148_456247020

10. А. Фурсов, Н. Шувалова. Триумф русской культуры над западным варварством. https://vk.com/wall-38085148_151658

11. М. Фаликман. Культурная нейронаука: как культурные практики влияют на мозг взрослого человека? https://postnauka.ru/video/48951

12. Павел Лукша, Дмитрий Песков. Будущее образования: глобальная повестка http://vcht.center/wp-content/uploads/2019/06/6.-Obrazovanie-do-2035.pdf

13. И. Ашманов. Фальсификация истории. Часть 1. https://vk.com/video-82197743_456261880?list=4b46b66d588e3f6899

14. И. Ашманов. Фальсификация истории. Часть 2. https://vk.com/video-82197743_456261881?list=86a4b6a5facdfe6926

Список рекомендованных к посещению мест и мероприятий

Встречи издательства “БИБЛИОРОССИКА” https://www.bibliorossicapress.com/%D0%B2%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B5%D1%87%D0%B8

Встречи Научно-исследовательского и методического центра русистики https://russtudies.elte.hu/en/

Круглые столы Изборского клуба https://izborsk-club.ru/

Виртуальный Русский музей https://rusmuseumvrm.ru/collections/folk_art/index.php?ysclid=ld385q7adp438678424

Американский культурный центр https://acc.libfl.ru/ru/?ysclid=ld39jg69qr862266553


Лекционный материал

Мастер-класс

«Выявление признаков мягкой силы в культурных артефактах»

1. Понятие мягкой силы

Выражение мягкая сила – наиболее удачный и наиболее принятый, широко распространённый перевод английского soft power. Термин soft power был предложен Джозефом Самуэлем Наем – профессором публичной административной школы им Дж. Кеннеди (Гарвардский университет), членом Американской академии искусств и наук, Дипломатической академии. В настоящее время Най разрабатывает концепцию умной силы –оптимального сочетания силового и не силового воздействия на противника.

Дж. Най в разные годы интерпретировал понятие мягкой силы по-разному.

Так, в первой статье на данную тему (1990 г.) Най назвал «мягкой силой» способность «заставлять другого хотеть того же, чего хочешь ты»[1]. В начале 2012 г. он использовал иную формулировку, согласно которой «мягкая сила» – это «способность достигать результатов через убеждение и притягательность, а не через принуждение или плату». Между этими двумя датами Най многократно изменял определения. Инь Фань, исследователь университета Брунеля в Лондоне, выделяет четыре основных формулировки понятия «мягкая сила»:

· способность формировать чужие предпочтения;

· способность привлекать, а привлекательность часто ведет к уступчивости;

· способность заставлять других хотеть того результата, которого хотите вы, в силу культурной или идеологической притягательности;

· ключевой элемент лидерства, притягательная сила, заставляющая других хотеть того, чего хотите вы, формулировать проблемы, устанавливать повестку дня.

Если объединить все указанные определения, можно сделать вывод о том, что мягкая сила – это инструмент влияния на политику, культуру, идеологию другой страны, с целью незаметного принуждения страны к выполнению своей политической воли, в том числе противоположной воле страны, на которую оказывается давление. Ключевым моментом при этом является обаяние и привлекательность страны-агрессора.

Еще в древности люди прекрасно осознавали потенциал мягкой силы во внешней политике (см., например, древнекитайский трактат «Искусство войны»). Осознает потенциал мягкой силы и наше правительство. Мы неоднократно слышали высказывания президента, министра иностранных дел и других высокопоставленных чиновников о необходимости для России противостоять культурной агрессии так называемого коллективного Запада.

Информационная революция и технологический прогресс дали возможность распространять, экспортировать культуру, искусство, различного рода информацию – буквально доставлять ее каждому на дом в режиме нон-стоп. Мы живем в ситуации постоянного влияния на нас мягкой силы. Это значит, что критически мыслящий человек должен иметь:

¾ знания о потенциале мягкой силы;

¾ навыки по выявлению элементов мягкой силы в информационном пространстве;

¾ рациональное отношение к культуре – отказ от демонизации или романтизации какой-либо культуры – как иной, так и своей собственной.

Для лучшей иллюстрации последнего тезиса воспользуемся таким сравнением: у каждого человека есть своя история и история его семьи, личностная и возрастная специфика, свое мировоззрение и свои интересы. Все это формирует личность. Невозможно оставаться гармоничной личностью, если воспринимаешь себя исключительно в положительном ключе, а других – в негативном. Невозможно оставаться в гармонии и в обратной ситуации – видя в себе один негатив, а в других – позитив. Также невозможно оставаться гармоничной личностью, отрицая часть своей личности. Успешное межличностное взаимодействие возможно в случае принятия себя и другого.

Аналогично и межкультурное взаимодействие возможно при хорошем знании своей культуры, понимании и принятии ее сильных и слабых сторон, а также – знании иной культуры. Межкультурное, как и межличностное взаимодействие, возможно при выстраивании границ и взаимном уважении этих границ. Безусловно, описанная нами коммуникация – идеальна, на практике же все осложняется множеством разных нюансов. Однако, повторим наш последний тезис, важно стремится к рациональному и «сбалансированному» отношению к культуре – как своей, так и иной.

2. Система образования как сфера влияния мягкой силы

За счет чего создается образ привлекательной страны, привлекательной власти? Это может быть убедительность декларируемых идей, эффективность институтов, высокий уровень организации производства или технологический прогресс, личное обаяние отдельных представителей страны или культуры и т.д.

Одним из ключевых институтов «обольщения культурой» является система образования. Китайская народная мудрости гласит: «Хочешь победить врага – воспитай его детей». Из этого следует, что система образования любого государства – это зона повышенного риска в плане применения мягкой силы.

Возможно, многие из вас обратили внимание, что образованием в нашей стране занялись структуры, казалось бы, совершенно к этому не имеющие отношения. Например, Сбер. Мы все наслышаны про Сберкласс, программу Учитель для России и другие образовательные инициативы Сбера по выявлению талантливых детей по всей стране – и это, казалось бы, хорошая инициатива. Вряд ли найдется человек, который осудит спонсорскую помощь большого бизнеса детям из российской глубинки. Однако прежде необходимо выяснить, как эта организация видит будущее, в том числе – будущее образования.

Остановимся подробно на некоторых выдержках из официального документа, находящегося в открытом доступе на сайте Фонда Сбера «В будущее». Доклад датируется 2018 годом[2]. Один из авторов проекта – Дмитрий Песков.

На с. 3 «Ключевые изменения в системе образования» и обращаем внимание на строку «Отмирающие форматы». К отмирающим форматам относят:

• Диплом об окончании учебного заведения

• Система научных журналов и стандарты цитирования

• Существующая система управления интеллектуальной собственностью

• Авторский учебник

• Представление об измененных состояниях сознания как общественной девиации.

Последний тезис вызывает особенное удивление, может даже показаться, что мы что-то неправильно поняли. Однако, на с. 138 читаем, что возможности психофармакологии сильно недооценены в системе образования и легальные, специально разрабатываемые, психоделические вещества могут стать прекрасными инструментами образования.

На с. 7 мы находим обоснование интереса бизнеса к образованию: «Образование —это «нераспакованная» отрасль на многие миллиарды долларов, и первые, кто в нее пойдет, получают шанс захватить этот огромный рынок». Далее на с. 8 читаем: «Вне системы образования возникает новый транснациональный рынок, который может достаточно быстро заместить собой традиционные образовательные системы и внести новые стандарты. На следующем этапе зрелые компании, которые возникнут из образовательных стартапов (а некоторые из них, по нашему мнению, уже до 2020 г. перешагнут планку капитализации в 100 млрд. долл. и станут новыми Google и Apple), могут начать покушаться на образовательную повестку национальных правительств.

На с. 9 читаем: «Образование является точкой преобразования. Именно оно – ключ к построению другой реальности; от него зависят вопросы устойчивости и развития цивилизации; оно образует фундамент для того, чтобы общество могло начать жить по-другому. Мы понимаем, что ответа на вопрос о том, как именно должна быть реализована эта новая сфера, нет ни у кого из игроков, но существуют гипотезы об ее элементах, которые мы постараемся наиболее полно отобразить. Эти версии должны обсуждаться в первую очередь на практике лидеров нового образования, таких как США, страны ЕС и другие члены ОЭСР».

На с. 10, в параграфе «Как мы понимаем образование», мы читаем: «Важно отметить, что наше понимание образования гораздо шире, чем общепринятое сегодня. Для нас образование – тотальный процесс, включающий в себя воспитание, обучение и самообучение на всех этапах жизни человека, от рождения до смерти. Хотелось бы обратить особое внимание на воспитание человека на всех этапах жизни. Если под воспитанием понимать комплекс мер, направленный на формирование личности, то можно сделать вывод о том, что отсутствует понятие сформировавшейся личности».

Очень часто мягкая сила строится на двух вещах:

1. Создание иллюзии исключительности, в данном случае – приглашение стать частью наиболее прогрессивного экспертного сообщества, которое сможет не только влиять на будущее, но и заработать на этом будущем. Прекрасно проиллюстрирован механизм вовлечения в любые закрытые структуры людей со стороны в романе Льюиса «Мерзейшая мощь»[3]. А мы представим две цитаты из этого романа.

2. Иллюзия безальтернативности. Подталкивание к определенному выбору происходит по принципу воронки вовлечения: постепенно создается иллюзия, что предлагаемый вариант – единственный возможный. В случае данного текста, как и во многих других аналогичных, информационные технологии представляются средой. Мягкая, но очень упорная подмена слова «технологии» словом «среда» является примером смены парадигмы, своего рода программированием.

Еще одна специфика применения мягкой силы заключается в том, что никто не прячет правду. На с. 17 упомянутого доклада мы видим, что авторы рассматриваемого документа не страдают каким-либо видом неполноценности и прекрасно понимают, какие риски угрожают системе образования в случае ее бездумной и безальтернативной цифровизации: «Сразу оговоримся, что мы не стремимся идеализировать информационно-коммуникационные технологии (...) Информационно-коммуникационные технологии имеют и свою «темную» сторону – в частности, они создают большие возможности по подмене содержания образования формой, что ведет к профанации образования, да и межчеловеческой коммуникации вообще. К примеру, на наших глазах стремительно теряется культура чтения и освоения длинных текстов – хотя бы предпосылки: ключевые факторы таких, как этот доклад, – а стратегические решения, имеющие последствия для тысяч и миллионов людей, зачастую принимаются на основе 5–10 слайдов PowerPoint. И, по всей видимости, мы теряем больше, чем просто практику чтения — мы теряем возможность формирования и поддержания сложного и строгого мышления».

Безальтернативная цифровизация вызывает, согласно рассматриваемому документу ряд проблем:

¾ коллапс идеологий;

¾ появление лишних людей;

¾ возвращение детского труда;

¾ появление новых Маугли.

Под лишними людьми в данном случае понимается не литературный образ романтика-бунтаря, уставшего от социума, а в самом прямом смысле люди, лишние в обществе, фактически не нужные обществу. Класс таких людей возникает как следствие роботизации – это официанты, портье, уборщики, работники заводов, учителя и представители многих других профессий. Для них предлагается цифровая передержка. На с. 12 эту информацию можно найти: «…пространствами переподготовки в обозримом будущем могут стать виртуальные миры, выступающие как пространства «передержки» и переподготовки «лишних» людей». Если вы вдруг слабо представляете себе, что такое цифровая передержка и каково это – жить в виртуальном мире – Сбер снял короткометражный фильм «Облака», можно посмотреть на платформе Сбера Окко. Полную версию технологизированного будущего можно увидеть в сериале «Черное зеркало».

3. «Окна Овертона» как инструмент мягкой силы

Почему же такую правду никто не пытается скрыть? Зачем показывают все, как есть? Одним из актуальных и ярких примеров технологий, к которым прибегает современная нам цивилизация для формирования необходимого общественного мнения, является приобретшая в последние годы скандальную известность теория окон Овертона – «политическая технология, описывающая методику изменения границ, которые могут быть приняты обществом. Этапы, позволяющие «сдвигать» эти грани, описаны как «окна». Для сокрытия реальных опасных возможностей и примеров её использования часто используется подмена терминов «технология», «методика» на более мягкие, но, по сути, некорректные термины, например, на термин «теория». Так, для этого искусственно занижается область использования, например, указывается, что это все касается только политической жизни. Теория названа в честь автора – Джозефа Овертона (1960–2003), бывшего вице-президента Макинского центра публичной политики» (Википедия).

Цель применения данной технологии – манипуляция общественным сознанием для «постепенного принятия им доселе чуждых ему идей, например, снятие табу. Суть технологии в том, что требуемый сдвиг мнений разбивается на несколько шагов, каждый из которых не выводит из текущего положения окна, сдвигая восприятие идей лишь на одну стадию, а общепринятую норму к его границе. Это вызывает последующий сдвиг самого окна, которое должно расположиться так, чтобы достигнутое положение снова оказалось в его середине, что и даст возможность совершить следующий шаг, не выходя из окна» (там же).

Способы сдвига общественного мнения к границе «окна»:

¾ имитация беспристрастного научного исследования;

¾ приведение прецедентов принятия чуждых идей;

¾ имитация борьбы радикальных сторонников и противников идей с «умеренными» сторонниками, на чью сторону привлекаются симпатии общества;

¾ создание эвфемистических названий неприемлемых идей.

Сдвиг окна, при котором становятся возможными те или иные политические действия, происходит не тогда, когда идеи изменяются среди политиков, а тогда, когда они изменяются в обществе, которое голосует за этих политиков». По мере приближения к центру окна, идеи проходят следующие стадии: 1) немыслимых; 2) радикальных; 3) приемлемых; 4) мудрых; 5) популярных; 6) официальной политики[4].

Реалии сегодняшней общественной жизни (не только политики, но и экономики, искусства, образования, повседневных, бытовых ситуаций) преподносят нам все больше и больше примеров конкретного применения «оконной» технологии, заставляя задуматься о степени устойчивости ценностно-нормативных основ существования определённого типа социума и механизмов их трансформирования (в данном случае имеется в виду именно цивилизацию западного типа)[5].

Эффективность работы «окон Овертона» Джозеф Леман, коллега Овертона и автор бестселлера «Окна Овертона: сделано в Мичигане», демонстрирует на примере легализации темы каннибализма, поэтапно показывая, как возможно продвинуть в сознании обывателя идею приемлемости этого изначально невозможного для принятия феномена. Используя все каналы и все жанры распространения информации – от сообщений о последних достижениях науки до гламурных новостей – группа интересантов добивается поставленной цели.

Сегодня мы можем привести более актуальные примеры того, как с помощью «оконной технологии» постепенно в общественном сознании закрепляются ранее недопустимые идеи и нормы, касающиеся толерантного отношения к различного рода жизненным субъектным стратегиям. Это может касаться сексуальной ориентации и формата семейных отношений (проблема легализации однополых браков и возможности усыновления детей такими парами), этико-эстетических канонов, формирующих восприятие произведений contemporary art и шоу-бизнеса и практически любой сферы жизни общества.

Так, например, в списке предлагаемых в докладе Сбера изменений мы видим возвращение детского труда – концепция, которая, если пересмотреть понятие детства, уже не выглядит странной, поскольку растворяется в новой идее о сверх-прибылях, которые будут получать дети. Такие примеры есть. Один из них – известный блогер Даня Милохин. Даня Милохин появился из ниоткуда и внезапно попал во все новостные ленты, стал сниматься в рекламе, давать интервью, выпустил несколько хитов сомнительного качества с точки зрения содержания, но безусловно качественных с точки зрения технологий мягкой силы. Внезапное захватывание информационного пространства каким-то инфоповодом или инфо-персоной обычно свидетельствует о проектном характере данного инфоповода. Подробнее об этом можно узнать из многочисленных интервью и публичных выступлений Натальи Касперской и Игоря Ашманова – это наши ведущие специалисты в области IT, авторы книги «Цифровая гигиена». О том, что Милохин – проект – свидетельствует и то, что он вдруг оказался на Международном экономическом форуме в Петербурге в качестве приглашенного спикера.

4. Что делать?

Поскольку образование и культура – сферы повышенного риска, учителя, преподаватели, представители дополнительного образования и т.п. находятся на передовой в борьбе с мягкой силой. На наш взгляд, существует два основных вектора защиты от мягкой силы, которые работники сферы образования и культуры могут применять в своей ежедневной профессиональной деятельности:

1. «Защита»:

- прослеживать «историю» любой инициативы / проекта / контента, адресованного детям или как-либо относящегося к образованию или культуре;

- постоянно анализировать любой контент, рекомендуемый (тем более активно навязываемый) детям;

- учитывать, что даже на патриотически-ориентированном портале может оказаться контент, не отвечающий цели и задачам данного портала;

- учитывать, что платформа, цель и задачи которой нисколько не соответствуют цели и задачам государственной политики в сфере образования и культуры, может быть рекомендована к использованию работникам государственных учреждений;

- учитывать, что даже на платформе, не отвечающей цели и задачам государственной политики в сфере образования и культуры, может оказаться образовательный контент высокого качества. Это объясняется тем, что для повышения привлекательности платформы к разработке контента привлекаются специалисты высокого уровня, многие из которых понятия не имеют об истинных целях создания подобных платформ.

- учитывать, что контент на цифровых платформах может меняться: каждый раз убеждаться, что содержание и «посыл» контент остались неизменными.

2. «Нападение»:

- учитывать, что в единственным способом в борьбе с привлекательной культурой / культурными практиками / образовательными продуктами может быть только еще более привлекательная альтернатива (этим вопросом необходимо заниматься всерьез); из этого следует, что основные усилия необходимо сосредоточить не на критике наших оппонентов, а на создании привлекательной альтернативы;

- не запрещать любой рискосодержащий контент, а обсуждать: запреты только подогревают интерес подрастающего поколения. Кроме того, невозможно сформировать необходимый «иммунитет» к мягкой культуре, оберегая от любых контактов с ней. Данная ошибка была сделана в Советском Союзе и привела к потере доверия к государству и излишней романтизации западной культуры;

- рассказывать о стране – давать максимально полную информацию о разных аспектах нашей истории, культуры (не скрывая правду и не пытаясь сделать историю нашей страны идеальной); давать возможность подрастающему поколению подумать, как бы они повели себя в тех или иных условиях;

- основываться на гражданском дискурсе: рассказывать о простых людях, которые меняют систему; о гражданских подвигах обычных людей; представлять успешно-реализованные гражданские инициативы; учить отслеживать не только отрицательные, но и положительные новости о происходящем в стране, а также об отношении других стран к нашей стране и культуре;

-объединяться в методические сообщества единомышленников, представляющих разные уровни образования и разные предметные области с целью создания платформ и разработки для них образовательного контента высокого качества;

- помогать молодым людям объединяться в активные сообщества, которые будут иметь право голоса и право реализации своих проектов, поскольку активная деятельность лучше всего способствует формированию здорового патриотизма и активной гражданской позиции.


[1] Nye, J. (1990). Soft Power // Foreign policy. 80, 153-171. Washington post Newsweek Interactive, LLC

[2] URL: https://vbudushee.ru/upload/iblock/f47/f47425d3a3eeae0b4d37ce157f622aea.pdf?ysclid=leu9j98l3v78576429

[3] URL: http://krotov.info/lib_sec/12_l/lev/is_mozch.html?ysclid=leufj4up5254754473

[4] Joseph Lehman. A Brief Explanation of the Overton Window. Mackinac Center for Public Policy. URL:

http://www.mackinac.org/12887

[5] Е. Э. Дробышева. «Культура и цивилизация: взгляд через «окно Овертона» // Вестник МГУКИ. История культуры и искусства. 2015. 5(67). С. 58–64.


Презентации

Мягкая сила
Система Orphus